Не все режиссёры одинаковые

фото режисёра Олег
Кузин

Несмотря на то, что в нашей стране профессия режиссера массовых праздников появилась еще в 1968 году, многие участники ивент рынка начали узнавать о ней только с 2008 года. Именно тогда было введено понятие ивент режиссура, которое к сегодняшнему дню трансформировалось в событийную режиссуру. В этой статье я попробую отобразить ряд трудностей, с которыми сталкиваются событийные режиссеры в современной российской индустрии событий.

«Зачем нам нужен режиссер?» — именно этот вопрос часто слышат ивент агентства от заказчиков. Ответить на него им часто очень сложно ибо отсутствует базовое понимание функционала участников событийного рынка. Не взирая на то, что самому рынку уже больше 30 лет, на нем отсутствует четкая структура функционала участников. Это всегда запутывает и заказчиков и самих участников рынка. Событийные режиссеры ребята инициативные, поэтому  решили  рассказывать кто мы такие и создали Гильдию Режиссеров и Сценаристов Индустрии Событий ( ГРИС) в рамках которой проводятся образовательные семинары, мастер-классы, публичные лекции, отвечающие на базовые вопросы.

Так зачем же нужен режиссер на проекте? Ответ одновременно простой и сложный. Простой вариант звучит так:

Событийный режиссер — это творческая составляющая в организации и проведении мероприятий. Он отвечает за создание и реализацию концепции события, которая включает в себя выбор темы и общей идеи мероприятия, создание атмосферы и настроения, разработку сценария и координацию работы всех участников и команды профессионалов.

Событийный режиссер имеет творческий подход и умение визуализировать идеи в живые и запоминающиеся события. Он работает над каждым аспектом мероприятия, начиная от выбора подходящей локации, декораций, аранжировки света и звука до режиссуры выступлений, шоу и развлекательных программ. Он также отвечает за создание потрясающей визуальной и эмоциональной атмосферы, чтобы каждый гость ощутил неповторимое впечатление от мероприятия.

Главная цель событийного режиссера заключается в том, чтобы каждое мероприятие стало незабываемым и запоминающимся для гостей, оставило яркие впечатления и создало положительное впечатление организаторов или клиента, для которого проводится мероприятие.

Сложный вариант начинается с вопроса «А какой режиссер нужен?»

До сих пор многие путают событийных режиссеров с режиссерами кино, театра и тв. При знакомстве мня часто спрашивают : «А какой фильм вы сняли?» Ответ конечно всегда сводится к отшучиванию, но это еще одна боль событийных режиссеров.

Чем же мы отличаемся от режиссеров кино, театра и ТВ?

— совершенно разный площадки для работы. У режиссеров театра, как правило, сцена, у режиссёров кино и ТВ – экран, а у событийных режиссеров сразу все: и фойе, и зал, и сцена и экраны, и эфиры….

— мы, событийные режиссера, работаем с более обширным составом подрядчиков и сосоздателей события нежели наши коллеги, ведь в одном проекта часто объединяются и  актеры, и артисты, и видео контент, и спец эффекты, и сотрудники компании, и спикеры, и множество других выразительных средств. Мы не только умеем соединять все эти элементы, но и досконально разбираемся в их функционале и работе, чем не могут похвастаться иные режиссеры.

— У нас принципиально разные подходы к созданию проектов. В театре и кино все начинается с идеи воплощенной в сценарий/пьесу. Их и используют режиссёры создавая свой мир на сцене или экране. В событийной индустрии все начинается с задачи, которую формулирует заказчик, для решения этой задачи разрабатываются концепции, соединяясь с творческими инструментариями и только после этого пишется сценарий.

— Результат работы режиссёров театра и кино определяется творческой ценностью продукта и кассовыми сборами. Результаты работы режиссеров ТВ — рейтинги. А вот результатом работы событийных режиссёров является уровень выполнения поставленных задач. Как говорится, почувствуйте разницу.

Кстати работа режиссёров театра, кино и тв процентов на 80 состоит из творчества, а остальные 20% это ремесло. В событийной режиссуре лишь 15% это творчество, а все остальное ремесло основанное на знании большого количества дисциплин, помимо режиссуры. Именно эти знания и определяют набор специализаций каждого событийного режиссера. Например, если вы пригласили для создания маркетингового мероприятия режиссёра который не разбирается в маркетинге и его инструментарии, то он не сможет вам предложить продукт решающий задачи. Возможно, этот продукт будет красивым, ярким и эмоциональным, но не будет эффективным. Возьмем свежие примеры из 2020 года, когда все перешли в онлайн. В лучшем случае приглашали для их создания эфиров режиссёров ТВ, но это один из удачных вариантов, но  чаще же приглашали событийных режиссеров специализирующихся на офлайн проектах. В результате мы наблюдали множество скучных, плоских и не эффективных эфиров. А ведь все что нужно было сделать заказчику – поинтересоваться: имеет ли приглашенный режиссер специализацию в онлайн проектах, понимает ли он особенности работы с аудиторией через экран компьютера и телефона.

Возвращаясь к вопросу «Зачем нам режиссер на проекте?», хочу открыть небольшую тайну: режиссер есть на каждом проекте, но где то эту функцию выполняет профессионал, а где то кто-то из организаторов. Соответственно от уровня профессионализма событийного режиссера или организатора, выполняющего его роль, зависит и уровень реализации всего проекта. Здесь уже выбор за вами.

Кстати, о выборе. Точнее еще об одной боли событийных режиссёров- тендерах. Сам по себе конкурс это хорошо и даже очень. Он нужен чтобы стимулировать творческий процесс, но тендер в современном формате совсем не про конкурс идей идей и не про творческий продукт. Будем честными: в большинстве случаев основным критерием тендера является бюджет. Именно он зачастую становится определяющим фактором при выборе победителя. Иногда побеждают даже не те кто предложит меньшую цену, а те кто в оговоренный бюджет предложил уместить большее количество опций, причем это все чаще не касается режиссуры напрямую ( мерч, печатная продукция, реклама, кейтеринг и т.д.), т.е. творческое решение задачи ставят в один ряд между едой и униформой хостес. Кстати, именно отсюда, думаю, и распространенное отношение заказчика к режиссерам как обслуживающему персоналу, а не как к творцу способному помочь решить его задачу.
У заказчика и агентств до сих пор не появилось осознание, что голодные времена прошли и людей не удивишь едой и бессмысленным набором артистов со спец эффектами. Нужна история, органично связанная и реализованная, после которой человек останется с четким пониманием что ему делать дальше ( как больше продавать, какой телефон купить, как быть счастливым работая в своей компании и т.д.) Если этой истории нет, то мы получаем набор развлекательных элементов, выброшенные на ветер деньги и не решенные задачи. Причем это происходит как на проектах с маленьким бюджетом, так и на проектах федерального уровня. Разница лишь в цене этих ошибок.
На мой взгляд для любого проекта должно проходить два тендера: первый творческий, где рассматриваются концепции решения задачи от режиссеров и креативных групп, а второй на реализацию выбранной концепции. Все по классике: разделяй и властвуй. Когда заказчик будет понимать какая у него концепция и к чему он стремится, то выбор технических и художественных средств для воплощения проекта  становится понятным. Это дает возможность более точно сформулировать бриф для реализации и, порой, даже сэкономить.
На мой взгляд это более рациональный способ для заказчика создавать эффектные и эффективные события.

Кстати, тендеры вскрывают еще одну проблему, которая негласно нависает над рынком: кто важнее и нужнее на проекте – ивент агентства или событийные режиссеры. Ивент агентства очень переживают, что РПГ заменит их при создании событий. Поэтому режиссеров не всегда приглашают в тендер использую так называемых внутренних креативщиков, не всегда допускают напрямую к клиенту чего-то опасаясь, иногда даже реализуют какие-то элементы проекта без согласования с режиссером ( возможно опасаясь, что режиссер их забракует). Конечно же это неверный подход, который демонстрирует неуверенность в себе и своих компетенциях. Любое событие состоит из трех составляющих: творчество, администрирование и финансирование. РПГ отдается первая, а две остальных возлагаются на агентство – именно такой подход является, на мой взгляд, оптимальным. Каждый профессионально и согласованно друг с другом выполняет свои функции не залезая на чужую территорию. В результате это позволяет каждому не только выполнять обязанности, но и чувствовать ответственность перед всеми за качественное выполнение своего блока, ведь в этом случае тяжело переложить ответственность на кого-то. В противном случае и случается перекладка ответственности: это он не придумал, а мне спустили от агентства артистов и не дали нормальных подрядчиков по видео контенту….Грустно когда начинаются такие разборки, хотя их можно было избежать.

На одном из последних проектов где я был главным режиссером агентство почти не знало что происходит в творческой части проекта: что поем, где записываем, кто прилетит и кто танцует, какие тексты у ведущих… С ними я согласовывал ключевые, технические и финансовые моменты. Все творческие детали я согласовывал напрямую с заказчиком. В результате не было лишней нервотрепки и дергания друг-друга. Было полное доверие и поддержка. Мы вместе придумывали как оптимизировать какие-то моменты чтобы при этом не пострадало качество. Все прошло минута в минуту по сценарию, без сбоев и при полном восторге заказчика. Это случилось потому что мы не дублировали функции друг друга и каждый из нас выполнял свои функции не указывая что нужно делать другим.

Теперь поговорим о гонорарах. Тема актуальная, но ее стараются обойти стороной поскольку нет единых ставок и стандартов. Да и не может быть, ибо работа событийного режиссера — это продукт творческий и его ценообразование состоит из различных, порой неизмеримых, элементов. Но трудно поспорить, что гонорар остается формой оплаты труда, правда это забывают некоторые заказчики и агентства. Они не хотят замечать труд режиссера, который он вкладывает создавая проект не день, не два и часто даже не один месяц. Когда ж доходит дело до обсуждения гонорара, то бывают фразы из серии «А почему так дорого? У нас же мероприятие всего один день.». Действительно мероприятие всего один день идет, а создается оно не день и не два. Весь этот подготовительный период режиссер работает, даже если вы этого не видите. Чтобы каждый раз не перечислять чем занимается режиссер и РПГ на проекте, мы с членами ГРИС подготовили краткий список функций событийного режиссера при создании проектов. Отдельно спасибо хочу сказать событийному режиссеру Оксане Скрипке составившей основу этого перечня функционала.

Итак, чем же занимается режиссер на проекте?

Разработка концепции и подробного сценарного плана
Литературный сценарий
Технический сценарий/Монтажный лист
Подбор РПГ

Проработка активностей ( реклама, приглашение, вовлечение) предваряющих событие
Разработка и постановка отдельных эпизодов (идеи визуального решения, сценарии, схемы расстановки участников и тд.)
Составление технического задания с техническим директором
Документация бэкстейджа (контактные листы, памятка артисту, участникам, агентству, заказчику)

Логистика артистов на бэкстейдже
Разработка музыкального материала с композитором
Разработка визуала с AR/XR/VR-художником
Разработка визуала видеоконтента с конент-мейкером
Курирование администрирующей группы
Разработка коцепции костюмов и реквизита с художником по костюмам и реквизитором
Разработка музыкальной партитуры с музыкальным руководителем
Подбор и утверждение сэмплов с саунддизайнером
Разработка общей концепции и подробного решения сценографии с художником-сценографом
Разработка концепции световой партитуры с художником по свету
Разработка звукового решения на площадке со звукорежиссером (в том числе система 5.1, 7.1 и пр.)
Разработка логистики спецэффектов
Репетиции отдельных блоков
Подробные сценарии видеороликов
Подбор артистов и ведущих
Подбор творческих номеров
Полное администрирование артистов: сбор технических и бытовых райдеров и их реализация
Разработка партитур совместно с дирижером
Съемки вставных роликов
Подбор актеров, поиск локации, подготовка с съемкам, управление съемочным процессом
Режиссура монтажа роликов
Курирование записи диктора и артистов
Разработка инфографики с художником по графике
Совместный подбор музыкального материала с монтажёром
Проведение саундчеков
Составление итогового плейлиста и бриф диджея

Составление брифов фотографам и видеографам снимающим событие
Составление линейки видео ряда и бриф выпускающего режиссёра экранов
Разработка концепции съемки с режиссёром трансляции
Разработка карты камер с режиссёром трансляции
Адаптация сценариев для режиссёра трансляции
Создание световых сцен с художником по свету
Сбор списков РПГ и общее управление командой
Репетиции с артистами, сотрудниками, спикерами.

Технические прогоны
Генеральные репетиции
Проведение мероприятия

Создание отчетного видео и фото контента.

И перечень можно продолжать в зависимости от специфики каждого проекта.

Посмотрев этот список скажите каким должен быть гонорар человека выполняющего такой объём работы. Так же вспомните, что для выполнения этого объема человек должен был не только подучить знания по режиссуре и другим направлениям, но и запастись опытом, чтобы с максимальной эффективностью решать ваши задачи используя весь обширный инструментарий современно событийной режиссуры. Надеюсь, что после ознакомления с этим списком функционала мы не увидим на гос.тендерах заявок на проведение событий, где гонорар режиссера определяется в 5000р.

Сообщество событийных режиссеров активно растет и посчитать нас всех пока не получилось. Зато за последние несколько лет начали появляться площадки для общения и обменом мнениями. Появилась Гильдия Режиссеров и Сценаристов Индустрии Событий о которой я уже рассказывал. В 2023 году стартовала первая всероссийская конференция режиссеров театрализованных представлений и праздников, постановщиков event и креативных направлений, созданная двумя замечательными событийными режиссерами Еленой Овчинниковой и Анной Ангаровой. Знаю что есть проект создания академии событийной режиссуры и конкурса событий которые будут оцениваться с точки зрения режиссуры. Все это позволит не только популяризировать профессию событийного режиссера, но помогать заказчикам и ивент агентствам создавать более эффектные и эффективные проекты.

В столь коротком формате я попытался развеять часть мифов о событийных режиссерах и озвучить  лишь небольшой список болей, преодолевая которые, мы продолжаем создавать события которые помогают бизнесу, события, которые являются неотъемлемой частью маркетинговых и HR стратегий компаний, события, которые решают задачи красиво и атмосферно.